Вы здесь

Социокультурные факторы институциональных изменений в таможенной службе России : На примере Южного региона

Автор: 
Курдюмов Сергей Григорьевич
Тип работы: 
На примере Южного региона
Год: 
2002
Количество страниц: 
152
Артикул:
193651
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.............................15
§1. Институциональные изменения как предмет социокультурного анализа.....................15
§2. Институциональные изменения в таможенной службе (на примере Южного региона). Обоснование социокультурной парадигмы исследования.......................36
. ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПЕРИОД ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ......................74
§1. Адаптационные процессы в таможенной службе.76
§2. Социальное самочувствие и мотивационные особенности работников таможенной службы в период институциональных изменений...................................102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................137
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Обострение исследовательского интереса к проблемам влияния социокультурных факторов на процесс социальных изменений в настоящее время связан с осознание переакцентировки приоритетов развития постиндустриальных обществ, где социокультурная компонента подчас определяет характер институциональных нововведений.
Переход таможенной службы России на новые условия работы, изменение ее структуры и устава, модификация целей и задач на внутригосударственном и международном уровнях представляют собой не только управленческие инновации, но и в полной мере и объеме соответствуют процессам, которые в обществознании называют институциональными изменениями.
Актуальность темы исследования определяется также чрезвычайно важной ролью таможенной деятельности (в единстве таможенной политики и таможенной практики) в социокультурном, экономическом развитии России.
Таможенные службы различных стран выполняют многообразные функции, суть которых в «сжатом» виде можно обозначить как удовлетворение потребностей своих государств через внешнеэкономическую деятельность; обеспечение при этом экономической, социальной, технологической, экологической безопасности страны. Таким образом, таможенная служба функционирует на международном уровне, реализуя внешние и внутренние цели, связанные с обеспечением безопасности своего государства.
14
ство, культура» (Ростов-на-Дону, 2001), на кафедре социологии и политологии РГПУ в 2002 году.
Результаты исследования используются также в Донской Академии сервиса при чтении спецкурса «Профессиональная этика и управление», а также в Ростовском филиале РТА при чтении спецкурса «Социология таможенных коллективов».
Результаты диссертационной работы опубликованы в научных работах общи объемом 4,5 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
15
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
§1. Институциональные изменения как предмет социокультурного анализа
В книге Торсгейна Веблена «Теория праздного класса», появившейся в 1899 году, содержится одно из первых развернутых представлений о социальных институтах, где эволюция общества предстает как их естественный отбор. Предназначение - удовлетворение общественных потребностей через установление и закрепление в виде закона или учреждения обычаев, порядков, принятых в обществе в гой или иной сфере общественной жизни.
Общая теория социальных институтов в социологии представлена в работах О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера, Т.Парсонса, Р. Мертона, П.Бергера, Т.Лукмана, Ю.Хабермаса,
Н.Флигстайна и др. Значимость социокультурных факторов в процессе институциональных изменений обосновывается в трудах Т. Веблена, Р. Коуза, Д. Норта, О. Уильмсона и др.
Длительное функционирование социального института предполагает наличие как социальных организаций, входящих в тог или иной социальный институт, так и наличие управленческого аппарата - бюрократии. Первыми исследователями бюрократии были К. Маркс, затем - М. Вебер, который является родоначальником социологии бюрократии, исследовавшим исторические черты эволюции бюрократии как особого социального института. По он не затрагивал неформальную структуру бюрократии. Эго позже осуществили другие - Э. Шилз, Р. Михельс, Д. Норт и др.