Вы здесь

Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности

Автор: 
Труфанов Дмитрий Олегович
Тип работы: 
дис. канд. социол. наук
Год: 
2006
Артикул:
195283
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

I Содержание.
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания универсумнон социологии в исследовании ценностных ориентаций личности.............17
§ 1. Методологические подходы к изучению человека в социологии
и смежных дисциплинах.........................................17
§ 2. Понятие ценностей и ценностных ориентаций в современной
социологии..................................................39
§ 3. Методы исследований иррациональных компонентов ценностных
ориентаций личности.........................................55
Глава 2. Методологические принципы универсумного подхода в
практике исследований ценностных ориентаций личности...................73
§ 1. Исследование особенностей ценностных ориентаций практиков
современных единоборств..........................................73
1 § 2 Исследование особенностей ценностных ориентаций российской
Интернет-аудитории.............................................130
§ 3. Уровень эволюционного развития системы ценностных
ориентаций личности..........................................143
Заключение...........................................................153
Библиография.........................................................157
Приложения...........................................................171
I
2
Введение,
Актуальность исследования.
Ценностные ориентации личности являются классической и вместе с тем не теряющей актуальность темой исследований в социологии и других социальных науках. Однако инструмент, применяемый социологами для изучения ценностных ориентаций не всегда можно назвать адекватным. Так, подавляющее большинство исследований ценностной сферы основываются на рационалистическом подходе к пониманию человека. При всех бесспорных достоинствах данного подхода, он имеет весьма существенный недостаток: в рамках рационалистического подхода не учитываются в должной мере иррациональные компоненты мотивации социального поведения индивида. Этот недостаток отражается на методике исследований: исследователь получает от респондента вербально выраженную «поверхностную» информацию, представленную на рациональном уровне. При этом на ответы респондента оказывают влияние такие факторы как актуальные социальные нормы, представления о должном, а также ориентации, содержащиеся на бессознательном уровне, которые могут противоречить вербально выраженным установкам [87]. Это нередко приводит к несоответствию полученных исследователем результатов и действительного положения вещей, а также к существенному различию данных, полученных разными исследователями об одном объекте.
Во многом преодолеть указанную проблему позволяет использование в исследовании ценностных ориентаций личности теоретико-методологических принципов постнеклассической социологии. В этой связи актуальным методологическим основанием исследований ценностной сферы человека выступает универсумная социологическая парадигма, ознаменовавшая переход социологической науки на постнеклассический этап развития. Универсумная социология включает концепцию человека, понимающую его в единстве рациональных и иррациональных компонентов. Опираясь на данную
индивидуальный выбор человека, по мнению Маркса, обусловлен обстоятельствами его жизни.
Вместе с тем следует отметить, что Маркс указывал на роль иррационального в процессе познания. Само рациональное познание, по его мнению, основано на чувственности: «Наука является действительной наукой лишь в том случае, если она исходит из чувственности в её двояком виде: из чувственного сознания из чувственной потребности» (см. Соч., т.42, с.120-139).
Важная роль иррациональных психических факторов в мотивации социального поведения человека не вызывает сомнений после исследований иррациональной сферы И.Гербартом, Г.Фехнером, Г.Геймгольцем,
З.Фрейдом и, в частности, публикаций последнего по данной проблематике [128]. Выделяя в структуре личности три главных компонента - «Оно» (бессознательное), «Я» (сфера сознания) и «Сверх-Я» (сфера интериоризованной культуры), Фрейд отводит определяющую роль именно бессознательной сфере человека. В «Оно» содержатся бессознательные инстинкты, потребности, связанные с биологической сущностью человека, выступающие исходными побудителями человеческой активности. Подчиняющим началом бессознательного является принцип удовольствия, направляющий желания и влечения человека. Такие желания, отвечая биологической природе человека, зачастую вступают в конфликт с социальными нормами, интернализованными личностью (сфера «Сверх-Я»). Сферу «Сверх-Я» П.Соркин, во многом разделявший взгляды Фрейда, назвал сверхсознанием и определил ее как сферу абсолютных нравственных законов, которые составляют содержание базовых ценностей и норм [101].
Таким образом, базовая философская методологическая установка для понимания проблемы человека состоит в утверждении его дуалистической сущности. Анализируя различные подходы к решению проблемы человека в обществе, можно утверждать, что в основе развития человека как развивающейся системы лежат два основных элемента - биологическое и
социальное начала. Данные элементы можно представить как совокупность организмических, иррациональных (бессознательных) и рациональных (сознательных) компонентов, как взаимосвязь единичного и общего, индивидуального и группового, субъективного и объективного.
Поскольку данная философская установка является необходимой для изучения человека, постольку она должна применяться и для изучения его личности, а также составных частей последней. Проблема личности в различных научных подходах решается неодинаково. Представители различных подходов к пониманию личности обращают внимание на те или иные ее структурные компоненты, существующие в рамках трех качественно различных и тесно взаимосвязанных пространств. В существовании каждого элемента ее структуры можно увидеть упомянутые базовые элементы: индивидуальное и социальное, рациональное и иррациональное начала.
Пространство бессознательного. Это пространство является внутренним но отношению к человеку. Его составляют неосознаваемые энергоинформационные образования различного типа, имеющие преимущественно биологическую природу. К ним следует отнести иррациональные феномены, такие как либидо, принцип удовольствия, темные и светлые стремления человека [128], потребности, эмоции и чувства, а также организмические факторы - скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные свойства и т.п. -биологические конституциональные свойства (по К.К.Платонову) [113]. Вместе с тем имеет место дуалистическая сущность бессознательного -единство биологического и социального начал. В процессе социальных взаимодействий человека, его потребности тяготеют к тем или иным формам реализации, в зависимости от спектра возможностей, представленного в социальном окружении их носителя. Б.И.Додонов подробно описал этот процесс, который он назвал «психологизацией потребностей» [31]. Суть психологизации потребностей состоит в том, что одни формы удовлетворения потребностей начинают предпочитаться другим. Так, изначальная