Вы здесь

Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков

Автор: 
Скворцова Ирина Арнольдовна
Тип работы: 
докторская
Год: 
2009
Количество страниц: 
468
Артикул:
133770
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Содержание
Введение.................................................................. 3
1. Глава первая ...................................................................................... 18
Стиль модерн в русской художественной культуре и музыкальном искусстве рубежа Х1Х/ХХ веков.
1.1. Общая характеристика стиля модерн..................................... 18
1.2. Хронология и эволюция стиля модерн.................................... 39
1.3. Стиль модерн и русская музыка ....................................... 43
2. Глава вторая............................................................... 52
Стиль модерн как проекция общей теории художественного стиля.
3. Глава третья............................................................ 66
Генезис стиля модерн. Взаимодействие с другими стилями и направлениями.
3.1. Стиль модерн и романтизм.............................................. 66
3.2. Стиль модерн и барокко................................................ 71
3.3. Стиль модерн и символизм................................................. 78
3.4. «Стиль модерн» и «модернизм»............................................. 83
4. Глава четвертая......................................................... 87
Эстетика стиля модерн (общая и музыкальная).
4.1. Категория красоты........................................................ 87
4.2. Категория времени..................................................... 99
4.3. Синтез искусств......................................................... 103
4.4. Театрализация действи тельности......................................... 108
4.5. Новаторство модерна................................................... 112
4.6. Ассимиляция культурных традиций прошлого в модерне.................... 119
4.7. Декоративность как видовая черта стиля модерн........................... 122
5. Глава пятая............................................................. 130
Обшсхудожествениая и музыкальная иконография
6. Глава шестая............................................................ 155
Типологические черты музыкального модерна
6.1. Декоративность музыкального модерна..................................... 155
6.2. Орнаментальное! ь....................................................... 162
6.3. Артикуляционные средства ............................................. 194
6.4. Особый тип модерновой линии............................................. 201
6.5. Особенности фактуры в произведениях стиля модерн........................ 209
6.6.1 Іринцип соотношения рельефа и фона..................................... 218
6.7. Новизна средств музыкального модерна.................................... 229
6.8. Эмансипация средств..................................................... 239
6.9. Принцип многостильности в одном произведении. Стилизация.............. 254
6.10.Категория времени музыкального модерна
Статичность как характерная черта модерновых произведений............... 274
7. Глава седьмая.......................................................... 287
Скрябин и стиль модерн
Заключение ................................................................ 345
Литература................................................................. 361
Нотные примеры......................................................................................... 395
Иллюстрации................................................................ 438
Введение
Стиль модерн - одно из сложных и даже загадочных явлений в истории культуры вообще и русской культуры в частности. Суть его своеобразия и необычности была осмыслена и понята исследователями и теоретиками искусства не сразу. В связи с этим эволюция вычленения стиля модерн в качестве самостоятельного исторического явления была достаточно длинной и вызывала долгие споры.
Однако на сегодняшний день можно констатировать постоянный и устойчивый исследовательский интерес к стилю модерн и к проявлению его типологических черт в разных видах искусства. Причина интереса к стилю модерн, прежде всего, коренится в особенностях стиля, оригинальности его художественно-эстетической концепции, его двоякой функции - итога по отношению к предшествующим историческим стилям и прозрения в будущее, искусство XX века.
Корень самобытности эстетической концепции стиля модерн в диалектике старого и нового, романтического и рационального, декоративного и функционального.
Новаторская суть стиля модерн, которая проявилась прежде всего в архитектуре, обычно формулируется в афоризме - «изнутри наружу», что означает, что современные конструкции и материалы обогащаются и обновляются декоративными мотивами, и в связи с этим складывается новое понимание пластичности и новое представление о пространстве, которое формируется как плоскость. Этот поначалу специфически архитектурный принцип стиля модерн трансформировался в общий эстетический смысл стиля и распространился затем на все виды искусства. В результате сформировались и осмислились общеэстетические типологические черты стиля модерн, нашедшие специфическое отражение в разных видах
з
подобно своим антагонистам-эклектикам, свободно переходили от одной архитектурной традиции к другой, используя при этом приемы современного им изобразительного искусства».43
Однако, в отличие от изобразительного и архитектурного модерна, где все же в виде исключения можно обнаружить абсолютных адептов стиля, таких как Ф.Шехтель и Л.Кекушев, Г.Климт и А.Муха, М.Врубель - все это знаковые фигуры модерна, в русском музыкальном искусстве рубежа веков в чистом виде представителей стиля модерн мы не найдем. Отдельное исключение, и то не в полной мере, составляет Скрябин, что обусловило рассмотрение черт модерна в его индивидуальном стиле в специальной главе данного исследования.
Многочисленные и весьма разнообразные типологические черты стиля, своего рода «нормы стиля», в творчестве одного композитора или даже в одном конкретном произведении в полной мере найти трудно. Можно лишь говорить о некоторых чертах стиля модерн в творчестве разных композиторов.
Стиль модерн проявился в русской музыке избирательно, отдельными признаками в творчестве разных композиторов. Если сделать вертикальный срез, то на рубеже ХТХ-ХХ веков можно обнаружить целый всплеск произведений в стиле модерн.
И, тем не менее, стиль модерн проявляется в русском музыкальном искусстве во всем: в духе самой музыки, ее атмосфере, настроении, образах, содержании, смыслах и в технике письма.
Можно даже представить некое эстетическое и художественное подобие отдельных музыкальных произведений и живописных полотен в стиле модерн:
Глазунов «Времена года» и Муха «Времена года»;
43 Горюнов В.С., Тублн М.П. Архитектура эпохи модерна. С.328.
45
Римский-Корсаков «Салтан» и Билибин: декоративная
лубочность.
Рахманинов и Борисов-Мусатов - аналогия эмоциональноностальгических настроений.
Рахманинов и Врубель «Сирень» - аналогия мозаичного принципа растворения фигуры-темы в фоновом окружении.
Скрябин, утонченно-прихотливая линия которого сопоставима со столь же утонченной аксессуарностью портретов Серова.
Стравинский «Петрушка» и игровой стиль Бенуа и Сомова, Кустодиева, Малявина, Сапунова.
И хотя данное сравнение демонстрирует сходство не только на художественном уровне, но и на уровне подобия техники письма, все же эстетика музыки впитала в себя, прежде всего, идеальную философско-эстетическую сторону модерна, а не материально-практическую.
Каковы же критерии, позволяющие отнести те или иные произведения к стилю модерн? Иначе говоря, какие типологические черты стиля проявляются в музыкальном искусстве рубежа веков как особая эстетика, приемы письма? Подробному рассмотрению этих вопросов посвящены
44
специальные главы исследования.
Как уже подчеркивалось, из-за многообразия и противоречивости художественных устремлений нормы стиля в модерне редко выдерживаются полностью, а его проявления часто достаточно локальны — у одного и того же автора они могут целиком охватывать одни произведения и полностью отсутствовать в других. Стиль модерн напоминает своего рода флюиды, которые, распространяясь в окружающем пространстве, проникают не во всех и каждого, а поражают лишь отдельных художников или даже отдельные произведения одного творца. Это позволяет понять, каким
41 См. подробно об этом главы, посвященные эстетике и типологии.
46