Вы здесь

Взаимодействие управления и самоуправления как средство оптимизации социальной и профессиональной подготовки специалистов : На опыте сред. спец. учеб. заведений

Автор: 
Назаренко В. Л.
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
1994
Артикул:
1000165623
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ) 18
1.1. Управленческая деятельность - содержательная основа самоуправления..................................................18
1.2.Условия развития саморегуляции участников совместной управленческой деятельности....................................................48
1.3. Формирование ценностно-ориентационного отношения учащихся к совместной управленческой деятельности..........................68
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.... 81
2.1 Учащиеся и преподаватели о соотношении управления и самоуправления в средних специальных учебных заведениях........................81
2.2. Способы формирования управленческой компетентности преподавателей и учащихся средних специальных учебных заведений 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................128
БИБЛИОГРАФИЯ.....................................137
ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................142
3
ВВЕДЕНИЕ
Кризис системы образования а нашей стране - общепризнанный факт, о котором говорят на самых разных уровнях и в различных аудиториях. Особенно заметным кризисное состояние образования стало в последнее время на фоне социально-экономических и политических перемен, происходящих в России.
В социально-философской литературе отмечается, что глобальной чертой социокультурных перемен в мире в настоящее время является ускорение темпов научно-технического развития, затронувшее практически все сферы социальной жизни. Следствием ускоренных темпов развития, в свою очередь, является, в частности, тот факт, что сроки внедрения новых научных идей в производство и получение нового продукта чрезвычайно сжаты, возрастают информационные потоки и т.п. В нашей стране ситуация усугубляется в связи со сменой государственного строя, разрушением многих традиций, отрицанием некоторых ценностей, прежде считавшихся приоритетными. В итоге "мы живем в эпоху "неповторимостей": наше техническое, культурное, духовное окружение не воспроизводит более того, что составляло привычки и смысл жизни наших родителей" (86,с.89). Очевидно, что новые условия диктуют необходимость инновационных процессов в системе образования с целью подготовки специалистов, способных эффективно работать в системе рыночных отношений, управлять техникой, собой, другими людьми в быстро меняющемся мире. Здесь следует отметить еще одну проблему - проблему подготовки самих педагогов, чтобы они соответствовали требованиям времени и могли готовить человека для жизни и работы в новых социально-экономических условиях. Одним из ключевых моментов в ситуации "воспитания воспитателей" является "отказ от узурпации учителем в силу своего социального положения исключительного
14
5. Важнейшими условиями, обеспечивающими гармоничность сочетания управления и самоуправления, являются:
- совместный характер управления в среднем специальном учебном заведени,
- сотрудничество администрации, педагогов и учащихся в управлении;
- ценностно-ориентационное отношение учащихся к управленческой деятельности;
- способность учащихся к личностной деятельностной саморегуляции в процессе совместной управленческой деятельности, их субъектная позиция в ней.
Теоретической базой исследования являются работы отечественных социологов, психологов, педагогов, посвященные проблемам формирования личности, ее саморегуляционных структур; концепции совместной деятельности, деятельностной сущности личности, труды посвященные проблемам теории ценностей и ценностных ориентаций. Автор использует положения и принципы материалистической диалектики, исходные теоретические положения гуманистической философии и социологии о демократизации общества, требующие активного овладения демократической культурой управления. В работе привлечены отдельные положения теории управления и социологии образования.
Эмпирическая база работы формировалась в течение десяти лет (1982-1992). Автор провел серию исследований по проблемам развития ученического самоуправления в Бухарском, Волгоградском, Одесском, Новоуренгойском техникумах газовой промышленности. Информация собиралась различными методами - изучение документов, наблюдение, интервью, деловые игры, анкетирование (опрошено 3500 респондентов). В Новоуренгойском техникуме был осуществлен эксперимент по
15
формированию управленческой компетентности, в котором участвовали 500 учащихся и 40 преподавателей.
Научная новизна работы состоит в том, что
- в ней впервые предпринята попытка специального исследования соотношения педагогического управления и самоуправления, в том числе на личностном, субъектном уровне; исследование управления и самоуправления как единого процесса позволило вскрыть сущность каждого из них и диалектику связи между ними;
впервые выявлены особенности соотношения управления и самоуправления, уровни его качественного изменения в зависимости от типа взаимосвязанности педагогов и учащихся в совместной управленческой деятельности;
- впервые показано, что благоприятное для развития личностных и деятельностных структур саморегуляции учащихся соотношение управления и самоуправления может быть обеспечено установлением в процессе совместного управления отношений сотрудничества, гуманистического стиля эмоционального и информационно-насыщенного общения.
впервые взаимодействие управления и самоуправления в учебном заведении рассматривается как фактор оптимизации подготовки специалистов среднего звена управления.
Практическая значимость работы определяется тем, что раскрыты необходимость и возможности использования механизма моделирования оптимального взаимодействия управления и ученического самоуправления в среднем специальном учебном заведении как средства оптимизации социальной, профессиональной подготовки молодых специалистов. Выявленные в техникумах газовой промышленности общие закономерности соотншения управления и самоуправления открывают возможность