Ви є тут

Образ семьи в кинематографе Центральной Азии в контексте формирования культурной идентичности в регионе

Автор: 
Абикеева Гульнара Ойратовна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
319
Артикул:
133251
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1 Социокультурная динамика образа семьи в кинематографе Центральной Азии в аспекте формирования национальной идентичности в советскую эпоху
1.1 Начало формирования национальной идентичности в кино
Центральной Азии в период «оттепели» 19
1.1.1 От советской идентичности к национальной самоидентификации 23
1.1.2 Герой: от советской модели героизации до симулятивного присутствия национального 40
1.1.3 Героиня:.«освобожденная женщина Востока» • 51
1.1.4 Образ матери как идентификационный знак национального 64
1.1.5 Отсутствующий образ отца, как поколенческий разрыв,
и образ деда, как возращение к истокам 69
1.1.6 Советская модель семьи, преломленная в кинематографе Центральной Азии 73:
1.2 Кинематограф «перестройки»: смена идеологической парадигмы 79
1.2.1 Разрушение советской среды и формирование новой стратегии развития национального кинематографа 86
1.2.2 Новый герой: нонконформист и бунтарь 94
1.2.3 Новая героиня: воплощение эпохи безвременья 101
1.2.4 Потерянная идентичность и возвращение исторической памяти
как главный фактор самоидентификации нации 110
2 Кинематограф Центральной Азии: отражение начала процесса нациостроительства в первое десятилетие независимости 122
2.1 Составляющие процесса нациостроительства 122
2.1.1 Концепции теории нациостроительства 126
2.1.2 Формирование образа «дома» как осознание новой
«родины» 132
2.1.3 Поиск идентичности в национальной истории 141
2.1.4 Переосмыленис советского опыта и формирование национального хронотопа 145
2.2 Семья, как модель общества: от индивида к сообществу 161
2.2.1 Герой/героиня-проблема личности в новой реальности 162
2.2.2 Семья как основной показатель нациостроительства 171
2.2.3 Образ ребенка как индикатор социокультурной
динамики общества 177
2.2.4 Образ матери как знак обретения Родины 183
2.2.5 Трансформация образа отца как становление государственности 188
3 Образ семьи в кинематографиях стран Центральной Азии как модель нациостроительства (второе десятилетие независимости) и прогнозы их дальнейшего развития 198
3.1 Нация, как предельно расширенная семья - Кыргызстан 200
3.2 Становление нации как становление ребенка - Таджикистан 213
3.3 Большая семья как образ самодостаточной нации - Узбекистан 230
3.4 Патриархальные семья и нация - Туркменистан 245
3.5 Семья, как основа стабильного государства - Казахстан 249
Заключение 292
Список использованных источников
302
уменьшенной копией большой государственной семьи, то в советских кинокартинах с одной стороны, реальная семья сохраняла связь с государственной телеологией (построение светлого будущего), с другой -придавала тоталитарной культуре подобие пресловутого «человеческого лица». В таких «оттепельных» фильмах, как «Летят журавли», «Чистое небо» и «Коммунист» присутствуют две повествовательные линии. Первая представляет Большую (государственную) семью, вторая - малую, нуклеарную семью Историческим фоном в этих картинах служат два эпохальных, переломных события XX века: Октябрьская революция 1917 года и Великая Отечественная война. Две нарративные линии - Большой государственной семьи и малой нуклеарной изначально противостоят друг другу, но, в конце концов, находят общий язык [76, с.55].
Положительные мужские персонажи зачастую представлены в произведениях этого времени мальчишками, подростками или юношами, родившимися после смерти Сталина или« заставшими последние годы сталинской диктатуры маленькими детьми. Художники оттепели склонялись к изображению героя; на той стадии развития, когда он еще не полностью включен в социальный строй [76, с. 59]. В качестве главного персонажа в «оттепельных» произведениях преобладало изображение мужчины, еще не ставшего в силу своего возраста окончательно взрослым. В этих картинах фигура матери, как правило, отсутствует или маргинализуется, а «воображаемые» материнские функции переходят к отцу. Ядро семьи1 обычно составляют двое: ветеран войны, потерявший семью, и мальчик-сирота. Усыновленный главным героем. («Два Федора» М. Хуциева, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Сережа» И. Таланкина, «Путь к причалу» Г. Данелия) [76, с.67].
Вслед за российскими коллегами кинематографисты Центральной Азии, создавая свои произведения, в период «оттепели» обозначили главную, стержневую проблему времени, как нарушение гармонии в обществе. Отталкиваясь от предположения о том, что идеальной' моделью
31
традиционного общества может служить полноценная семья, в которой живут счастливые дети, можно констатировать, что в фильмах режиссеров Ш. Айманова, Л. Хамраева, Ш. Аббасова, Т.Океева Б. Шамшиева, Г. Базарова и др. часто отсутствует отец-защитник своей семьи и показываются неполные и, в конечном итоге, несчастливые семьи. Зачастую в фильмах 60-х годов ребенок живет только с одним родителем - матерью, бабушкой, дедушкой, или вообще оказывается сиротой. Не случайно одна из лучших центрально-азиатских картин этого периода называется «Ты - не сирота»
(1963) Ш. Аббасова.
Тема неполной/неполноценной семьи присутствует практически во всех ключевых фильмах 60-70-х годов. В казахских фильмах «Меня зовут Кожа»
(1964) А. Карсакбаева, «Земля отцов» (1966) Ш. Айманова отцы погибают на войне: мальчика Кожу воспитывают мать и бабушка, в «Земле отцов» дед с внуком сдут в Россию, чтобы найти могилу сына и отца. В кыргызском фильме «Небо нашего детства» (1967) Т. Океева формально семья.полная, но дети разлучены с родителями: старики живут в горах, дети учатся и работают в городе. В туркменском фильме «Невестка» (1972) X. Нарлиева сын погиб на фронте, а его отец и жена находятся в бесконечном ожидании его возвращения, хотя война уже закончилась. Желание невестки родить сына становится несбыточной мечтой [162]..
В картине «Белый пароход» (1976) Б. Шамшиева эта тема проявляется еще сильнее. У главного героя фильма - мальчика нет ни отца, ни. матери, его воспитывают дед с бабкой, а живущая рядом соседская пара чабанов-молодоженов по какой-то причине не может иметь детей. Здесь уже нет отзвуков войны, здесь налицо разорванная цепь поколений. Отсюда идет и основная линия мифологического повествования - легенда о матери-оленихе, отвернувшейся. от своих детей - кыргызов. Уже сама природа мстит людям за то, что они отдаляются от нее, утрачивают чувство гармонии^ с природой и космосом [163].