Ви є тут

Социальное конструирование аутичности

Автор: 
Герасимова Елена Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000248901
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
ГЛАВА 1. Аутичность как социальный конструкт.....................16
1.1. Социализация как результат взаимодействия социальной системы и индивида......................................................16
1.2. Аутичность: распад социокультурной рамки коммуникации.......46
ГЛАВА 2. Социальная аутичность в контексте социальной
интеграции......................................................75
2.1. Инвайронментаяьные механизмы формирования социальной
аутичности......................................................75
2.2. Социальное включение как способ трансформации социального
пространства аутичности.......................................100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................119
БИБЛИОГРАФИЯ...................................................124
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................136
/
3
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние российского общества характеризуется культурной реорганизацией, глубокими кризисными изменениями процессов социального устройства, нарастанием тенденции нисходящей мобильности, кризисным положением в экономической сфере, этническими разногласиями, межнациональными войнами, что в свою очередь обостряет проблемы социальной дифференциации. Исследования последних лет показывают усиление социальной дифференциации и социального неравенства, уменьшение степени социальной свободы из-за неуверенности в завтрашнем дне. Следовательно, политические перспективы государства должны быть связаны с решением проблем равенства социальных возможностей людей и социальных гарантий. В этом контексте особую тревогу вызывают дети, оставшиеся без попечения родителей.
Количество государственных учреждений для детей, лишенных попечения родителей, существенно возросло за счет создания сети специализированных учреждений в системе социальной защиты: социальнореабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей. Динамика развития российской системы учреждений, где дети воспитываются без родителей, характеризуется неуклонным ростом числа таких заведений: в январе 1993г. их насчитывалось 15, в начале 1994г. - 109, 1 января 1995г. -258, в начале 1996г. - более 400, в январе 1997г. - 5541. В тоже время экологическое состояние общества, падение уровня социального здоровья, отсутствие эффективных программ защитных мероприятий в области здравоохранения, образования, права, слабая государственная поддержка института семьи ведет к увеличению численности детей, имеющих иное,
'Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков / Под ред. Г.М.Иващснко. - М.: НИИ семьи, 1997, с.4
воспитанников закрытых учреждений в социальном пространстве.
2. Процесс социального познания предполагает установление соответствия в триаде: перцепция социального феномена - приписываемое ему значение - индивидуальный смысл. При социальной аутичности возникает разрыв между субъективной системой смыслов и системой значений, что нарушает процесс индивидуальной реконструкции социальной реальности. Искажение механизма социального познания происходит за счет отсутствия связей в диадах перцепция- значение и значение-смысл. В то же самое время связи перцепция - смысл начинают играть самодовлеющую роль, приобретая характер основного параметра обобщения социального мира.
3. Социальная аутичность представляет собой многомерный феномен социальной жизни, возникающий вследствие ограничений социальных взаимодействий. Выделяются два уровня социальных симптомов -экзистенциальный и поведенческий. На экзистенциальном уровне проявляются: уход от социальной реальности, несформированность ценностных ориентаций и слабая ассимиляция социальной иерархии ценностей, диффузная идентичность, зависимость от окружающих, императив ситуации. На поведенческом уровне основными измерениями социальной аутичности выступают: слабая исследовательская активность, слабая рефлексия, слабая игровая деятельность, готовность заменить игру трудом, отсутствие чувства дома, слабая дифференциация своего и чужого, сенсорная ограниченность и сенсорная зависимость.
4. У детей и подростков, воспитывающихся в условиях закрытого образовательного учреждения, формируется диффузная идентичность, проявляющаяся в несформированности антиномии Я - не-Я. При этом возникают специфические формы незрелого зависимого поведения, наблюдаемые как в ситуациях символических интеракций, так и в предметно-манипулятивной деятельности детей и подростков.
14
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данного исследования имеют теоретическое и практическое значение для развития социологии нетипичности, теории социальных институтов и процессов, теории социальной работы, практики моделирования социально-реабилитационных программ. Выводы и полученные результаты имеют прямое отношение к разработке практических мер по реорганизации образовательных учреждений закрытого типа с целыо повышения эффективности защитных мероприятий и снижения риска формирования социального аутизма.
Диагностические процедуры, предложенные автором, могут быть использованы в практике работы центров социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, социальных служб и управлений социальной защиты районного, муниципального и федерального уровней.
Основные материалы, выводы, приведенные в работе, могут быть использованы в учебных курсах по теории социальной работы, социологии нетипичности, теории социально-реабилитационной работы с нетипичными детьми для студентов, магистрантов и аспирантов факультетов социальной работы, социологии, факультетов повышения квалификации социологов, педагогов, социальных работников, психологов.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на совместных заседаниях кафедры социальной работы и менеджмента туристического бизнеса, факультета повышения квалификации преподавателей социальной работы (1997 - 1998), методологических семинарах по социологии аспирантов СГТУ (1997 - 1999), международных и российских научных и научно-практических конференциях и семинарах: «Комплексный подход к диагностике,
коррекции и реабилитации детей, имеющих трудности в обучении» (Саратов, 1996); «Социокультурные проблемы нетипичности» (Саратов, 1997); «Специальное образование и услуги по социальной работе для детей с