Оглавление
Введение..................................................3
I глава. Взгляды В. Мартынова на сущность духовной музыки.......................;...........................10
II глава. Текст и его интерпретация в духовных произведениях композитора................................32
III глава. Техника композиции............................81
IV глава. Музыкальная стилистика и ее истоки.............99
V глава. Некоторые вопросы музыкального содержания
в духовных сочинениях композитора.......................123
Заключение..............................................146
Библиографический список ...............................153
Приложение I. Основные сочинения........................185
Приложение И. Литературные произведения В. Мартынова...189
Приложение III. Некоторые богословские толкования текста Magnificat..............................................193
Приложение IV. Схемы....................................196
Приложение V. Нотные примеры...........................202
Введение
Владимир Мартынов один из интереснейших людей своего времени. Его творчество - яркая, своеобразная и пока еще малоисследованная страница современной отечественной музыки. Это подтверждают его сочинения, взгляды и размышления, весь его личностный опыт, который удивительно многообразен. Дар композитора соединился в В. Мартынове со многими иными талантами: писателя, музыковеда-ученого, философа, занимающегося проблемами культуры, вопросами богословия. Он автор более семидесяти музыкальных сочинений, а также семи масштабных книг и значительного ряда статей.
Музыка В. Мартынова популярна, она регулярно звучит на концертах, форумах, фестивалях. К сочинениям композитора проявляют интерес выдающиеся музыканты конца XX начала XXI веков - Г. Кремер, Т. Гринденко, А. Любимов, Д. Джеймс; оригинальные и прославленные исполнительские коллективы - ансамбль ударных инструментов М. Пекарского, уникальный хоровой ансамбль «Сирин», популярный мужской хор «Древнерусский распев», известный детский хор под управлением В. Попова. Сочинениями композитора дирижируют крупнейшие музыканты, стремящиеся открыть современную музыку широкому слушателю - Г. Рождественский, Ю. Башмет, В. Гергиев, Т. Гринденко. Произведения В. Мартынова исполняются в России, Англии, Франции, Италии, Германии, Голландии, Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Финляндии, Венгрии, США. Его творческие планы, взгляды на вопросы искусства, культуры освещаются в передачах на радио и телевидении.
Высокую оценку произведениям композитора дают знаменитые музыкальные деятели Надя Буланже и Альфред Шнитке. Услышав раннее сочинение начинающего композитора - серийный квартет (1966), Н. Буланже высказалась об авторе следующим образом: «Это талант международного класса» [цит. по: Ка-тунян, 1996, 45]. В середине 70-х годов А. Шнитке выделил имя В. Мартынова среди трех наиболее перспективных, по его мнению, композиторов молодого
контрастных но характеру частей» [Мартынов, 1994а, 200]. Далее автор конкретизирует выдвигаемое положение: «Как хоровой концерт может рассматриваться вся история человечества с се разными периодами, и каждый отдельно взятый отрезок жизни человека с его метаниями разнообразных чувств тоже концерт» [там же, 200].
В докладе, прочитанном на научных чтениях «Музыкальная культура православного мира» (г. Ростов-на-Дону, декабрь 1999), В. Мартынов размышляет не только о пении, но и о разных формах бытия. Знаменный распев, григорианика, по его мнению, возникли в бытие, названное композитором Откровением. Л современный человек живет в эпоху Нового времени, для которой естественны идеи прогресса и поступательного движения истории. По утверждению В. Мартынова, бытие, познаваемое как Откровение, невозможно для нашего времени, несмотря на то, что многие к нему стремятся: «Бытие, открывающееся как Откровение <...> настолько обжигающе, настолько страшно, фактически оно мало кем выносимо... Вот что можно сказать о церковном пении: знаменный распев или григорианика, они не употребляются не потому что они не совершенны, а потому, что человек не выносит той пламенности, которая в них заключена» [цит. по: Кушнир, 2002, 79 ].
Почему человек XX века не выдерживает состояния пламенности, и не может его достичь? В своей третьей книге «Культура, иконосфера, богослужебное пение Московской Руси» В. Мартынов предлагает новое определение, характеризуя современного человека. Композитор называет его «человеком заблудившимся» (напомним, что сущность человека так же определяли и А. Камю, как «человека бунтующего», и Й. Хейзинга, как «человека икающего»). Главный итог книги автор определяет так: «Целыо... являлось определение местонахождения человека в этом мире с помощью древнерусского богослужебного пения» [Мартынов, 2б00, 217]. Спасти «человека заблудившегося» может богослужебный чин в его первородном виде: «Древнерусское богослужебное пение должно выполнять роль Вергилия, выводящего наше сознание, как заблудившегося Данте, из состояния ослепления к узрению истины»
[там же, 201]. Именно в этом автор видит смысл возрождения богослужебного нения. Он утверждает, что иконостас и чин распева воплощают, в конечном итоге, общую идею молитвенного предстояния перед Богом.
Если иконописный канон, по сути, сохранился, то богослужебная певческая система значительно изменена, это относится и к форме ее фиксации (смена крюковой записи на пятилинейную нотацию), и к мслодизму, и к хоровой фактуре, и к манере исполнения, и, отчасти, к трактовке текста, вплоть до сокращения последнего. Все модифицировалось вслед за изменениями в духовной жизни русских людей. «Церковное... искусство, обращенное к духовному опыту, также развивалось и воплощало его в обновленных формах» [Бу-сева-Давыдова, 2000, 518].
Не только В. Мартынову присуще стремление вернуть знаменное пение в храм. Созвучными его позиции, по нашему мнению, являются и действия Святейшего Синода в XIX веке, и деятельность таких личностей, как прот. И. Вознесенский, прот. Д. Разумовский, и взгляды представителя серебряного века русской поэзии, старообрядца М. Кузмина: «Прежде всего, надо установить: могут ли и должны ли церковный обряд и все, что относится к внешнему благочинию и стройности (как, например, пение, иконопись, архитектура), оставаться неизменными... как символ неизменности и вечности церкви, или же должны видоизменяться... Мне кажется, что обряд должен быть непоколебим, как это было до середины XVII века...» [цит. по: Степанова, 1993, 146].
Представим ненадолго повсеместный запрет многоголосия и введение в обиход только знаменного пения. Сможет ли современный «заблудившийся» человек воспринимать знаменное пение, не перестанет ли он вообще приходить в храм? Известный музыковед М. Рахманова, занимающаяся проблемами духовной музыки, высказывает такое мнение об облике музыки, которая должна звучать во время службы в церкви: «...В наши дни самые чуткие из представителей духовенства, лучшие церковные хоры и в России, и в Русской Православной Церкви за рубежом, чем далее, тем более склоняются именно к этой точке зрения: в храме должны звучать преимущественно уставные распе-
- Київ+380960830922