ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................... 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения
социокультурной адаптации мигрантов....................... 15
§1. Феномен этничности в современном дискурсе...................... 16
§2. Основные подходы к проблеме адаптации мигрантов................ 31
Глава Н. Содержание процесса социокультурной адаптации
беженцев и вынужденных переселенцев....................... 46
§1. Структурные компоненты социокультурной
адаптации беженцев и вынужденных переселенцев................... 47
§2. Типы адаптации вынужденных мигрантов........................... 56
§3. Этапы социокультурной адаптации беженцев и
вынужденных переселенцев........................................ 68
Глава III. Факторы социокультурной адаптации беженцев и
вынужденных переселенцев................................. 79
§1. Результаты и показатели адаптации вынужденных мигрантов........ 80
§2. Влияние фактора культурной дистанции
на адаптацию переселенцев....................................... 91
§3. Мультикультурализм как принцип оптимизации
социокультурной адаптации вынужденных переселенцев.............. 113
Заключение.......................................................... 123
Список использованной литературы................................... 128
Приложения........................................................ 145
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В конце XX в. крупные геополитические изменения, военно-политические столкновения, социально-экономические кризисы, этнические конфликты привели к значительному росту беженцев и вынужденных переселенцев во многих регионах мира.
Затронули эти процессы и бывший СССР. Беловежские соглашения, ин-ституциализировавшие распад Советского Союза, образование 15 независимых и суверенных государств породили массовые вынужденные миграции на всем постсоветском пространстве.
Распад СССР привел к тому, что более 50 млн. этнических россиян, считавших себя гражданами единого государства, имевших одинаковые права и свободно перемещавшихся в его пределах, в одночасье оказались на положении иностранцев. Принятие в новых государствах законов и постановлений, направленных на построение моноэтнических государств, дискриминация и ущемление прав представителей нетитульных национальностей, обострение старых, латентно протекавших и возникновение новых, межнациональных конфликтов, зачастую принимающих форму открытых вооруженных столкновений, - все это способствовало превращению России в своеобразный центр притяжения бывших сограждан. По имеющимся оценкам, на каждого зарегистрированного беженца и вынужденного переселенца приходится не менее двухтрех неучтенных, т.е. подлинные масштабы вынужденной миграции составляют уже порядка более 2-3 млн. человек. Массовость данного явления ставит перед самими мигрантами и перед принимающей их стороной серьезные проблемы, требующие безотлагательного решения.
Перемена места жительства влечет за собой необходимость адаптации к новым природным, экономическим, социальным, этнокультурным условиям. Последние, в свою очередь, предполагают адаптацию мигрантов если и не в иноэтничной, но, зачастую, в новой и во многом непривычной социокультур-
18
и политиков в национальных процессах. Среди отечественных ученых, развивающих этот подход, необходимо назвать прежде всего В.А.Тишкова, который особо выделяет роль этнической элиты и государства в формировании этнич-ности на территории СССР, а также акцентирует внимание на роли этничности как социального ресурса.13
Промежуточное положение между названными направлениями имеет си-туационизм или инструменталистская ориентация. К.Янг, С.Энло, П.Брасс, Д.Ротшильд14 придают большое значение анализу политики и действий стратегических элит, контролирующих государственный аппарат и использующих этничность в качестве мобилизационного ресурса.
Попытка синтеза подходов к этничности предпринята Л.М.Дробижевой. Наряду с тем, что ею признается конструктивистская роль элит и инструментальная функция этничности, она рассматривает этнические ценности и символы в качестве социально-нормативных регуляторов поведения людей, получаемых в процессе социализации начиная с детства, а так же как коллективные представления, имеющие личностный смысл.15
Как было показано выше, каждый из обозначенных подходов к этничности содержит определенное рациональное зерно. В то же время, указывая на воспроизводимость, историческую протяженность этнического феномена, ни один из них не дает объяснений восприимчивости этнического феномена к социальным изменениям, способности адаптироваться в условиях межкультур-
13 Тишков В.А. Идентичность и культурные границы//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. -Московский центр Карнеги. -М., 1997; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. -М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997; Винер Б.Э. Этничность: в поисках парадигмы изучения//Этнографическое обозрение, 1998. -№4.
14 Young С. The dialectics of cultural pluralism: concert and reality//The Rising Tide of Cultural Pluralism: The Nation State at Bay? Madison, 1993; Enloe C. Religion and Ethnicity//Ethnic Diversity and Conflict in Eastcn Europe. Santa Barbara (Cal.) 1980. P.p.361-366; Brass P. Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison. New Delhi, 1991.
15 Дробижева JI.M. Ценности и символы в контексте новых концепций этничности/ЯДенности и символы национального национального самосознания в условиях изменяющегося общества. -М., 1994, -С.9.
19
ных контактов. Представляется, что объяснение этому можно осуществить на основе теории практики П.Бурдье.
П.Бурдье вводит понятие «габитус», который определяет как
• продукт объективных социальных структур;
• средство, управляющее поведением индивида;
• средство, изменяющее и вновь упорядочивающее условия окружения.
Он есть «система прочных приобретенных предрасположенностей
(диспозиций), структированных структур, предназначенных для функциониро-
16
вания в качестве структурирующих структур».
Бурдье пишет о габитусе индивида и класса или группы. Таким образом, можно говорить о габитусе этнической группы или этническом габитусе. Сам Бурдье называет габитус своего рода программой в том значении, в каком о программе говорят в информатике.17 Этнический габитус, как один из структурных составляющих габитуса, можно представить как своего рода программу, позволяющую преобразовывать этническую информацию, которой мы располагаем, и принимать решения о наших действиях с учетом наших знаний и эмоций.
Идея этнического габитуса позволяет в целом разрешить противоречия между имеющимися подходами к этничности. Габитус включает практику предшествующих поколений и практику ныне живущего поколения. Кроме того, он производит новую практику, которая принимает во внимание окружающие социальные и природные условия. Представляется, что в случае с этническим габитусом этническая самоидентификация является консервативным компонентом габитуса. Примордиализм как раз указывает на это обстоятельство, потому что он передается из поколения в поколение без изменений (§3 показано, как татары, живущие в среднеазиатских и закавказских республиках, сохраняют этническую самоидентификацию, считая, что они принадлежат к
16 Бурдье П. Структуры, Habitus, Практики//Современная социальная теория: Бурдье, Гид-денс, Хабермас. -Новосибирск, 1995. -С. 18.
17 Бурдье П. Социология политики. -М., 1993. -С.123.
- Київ+380960830922