Вы здесь

Социальный статус студенчества современной России : Социокультурный аспект

Автор: 
Таранова Лариса Васильевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2001
Артикул:
1000316065
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Методологические проблемы изучения социального статуса студенчества 14
1.1. Социальный статус студенчества в парадигме структурно-функционального анализа 1 5
1.2. Студенчество в контексте социального воспроизводства общества 30
Глава 2. Трансформация позиций студенчества в
современном российском обществе 44
2.1. Объективные детерминанты динамики социальной позиции студенчества 44
2.2. Современное студенчество: социальные позиции и
роли \ 62
Глава 3. Социальный статус современного студенчества:
субъективное измерение 76
3.1. Ценностные ориентации студенчества: динамический аспект 76
3.2. Профессиональные установки студенчества 98
Заключение 108
Библиографический список использованной литературы 110
Приложение 1 124
Приложение 2 147
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный период общественного развития в России характеризуется социальной нестабильностью, поляризацией и столкновением различных социально-политических сил, нарастанием уровня конфликтности общественных отношений, увеличением степени социального риска. Именно поэтому с особо острой необходимостью выдвигается на первый план проблема поиска механизмов достижения социальной гармонии и сохранения социального порядка.
Эффективность реформ в российском обществе во многом зависит от того, насколько адекватно учитываются особенности социального положения различных групп населения, и, прежде всего, подрастающего поколения. Это актуализирует исследование изменения социального положения тех общественных групп в социальной иерархии, которые традиционно считаются носителями передовых идей.
В настоящее время интерес социологического знания к молодежной проблематике приобретает особый характер, так как молодое поколение оказалось включенным в сложные разнонаправленные перемещения внутри социальной структуры общества. Эти векторы горизонтальной и вертикальной мобильности во многом определяются переструктурированием общества в зависимости от изменения форм собственности, характера власти и рыночных преобразований экономики, изменивших престижность профессий. Интеграция молодежи в социальную структуру осуществляется различными социальными институтами на разных уровнях (образуя при этом целостный механизм): а) правовом, через включение в систему правовых отношений, принятых в обществе; б) экономическом, посредством включения в трудовые отношения и систему распределения; в) образовательном, осуществляя подготовку к гражданским ролям и производственной деятельности; г) духовном, благодаря формированию социально одобряемого идеала и ценностных установок.
Переход к рыночным отношениям в стране привел к деформации этого механизма в целом и реорганизации каждого из выделенных элементов. Осо-
14
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНЧЕСТВА
Эффективность реформ в российском обществе во многом зависит от того, насколько адекватно учитываются особенности социального положения различных групп населения, и, прежде всего, подрастающего поколения. Это делает чрезвычайно актуальным и интересным исследование проблем изменения социального положения общественных групп, традиционно считающихся носителями передовых идей. Самое значительное место среди этих групп занимает студенческая молодежь (17-29 лет).
Повышенный интерес социологического знания к этой теме обусловлен изменением в целом механизма функционирования российского общества и, в частности, механизма интеграции молодого поколения в социальную структуру. Такая подвижка связана с переводом экономики на рыночные принципы хозяйствования и отказом на уровне государственной политики от принципа патронирования в сфере профессионального становления молодежи.
В функционировании общества каждая социальная группа занимает то социальное место, которое позволяет этому обществу воспроизводиться. На разных этапах развития общества различные социальные группы выступают своеобразным «катализатором», движущей силой воспроизводства общества, и проблема интеграции молодежи в социальную систему всегда выступает для него остро актуальной. Это объясняется особенностью молодежи как социально-демографической группы: через организацию ее жизнедеятельности обеспечивается воспроизводство самого общества. Долгие десятилетия функционирования российского общества в авторитарном режиме делали прогнозируемым и контролируемым процесс вхождения молодежи в стабильно функционирующее общество. Высокая устойчивость советской системы, всестороннее планирование ее развития определяли также отсутствие специфических социальных интересов молодежи, а, следовательно, и опыта разработки специальных программ, направленных на корректирование или преодоление возможных вариантов девиантного поведения значительных
15
групп молодежи (субкультурных и контркультурных групп).
Рассмотрение студенчества как социальной общности представляется нам актуальным и важным, так как эта часть молодежи определяется не только возрастными границами, но и специфической ролью, особенностями сознания и поведения, уровнем образованности и доступности к информации. Выявление на основе исследований специфики ее социального облика, особенностей сознания и поведения, положения в иерархической структуре общества имеет большое значение для научного осмысления обстоятельств и факторов, способствующих или противостоящих гармонизации нашего общества.
1.1. Социальный статус студенчества в парадигме структурно-
функционального анализа
Весь мир вступил в XXI век - век новых высоких технологий, без развития которых невозможен подлинный социальный прогресс. По прогнозам футурологов в новом столетии на глобальном уровне социально-экономическое соперничество стран переместится непосредственно в науку и ее разработки, а, следовательно, еще больше возрастет роль интеллектуального потенциала3, человеческим выражением которого являются сегодняшние студенты. Подобного рода тенденции в социально-экономическом развитии отводят образованию главенствующие позиции в жизни общества. Следовательно. рост контингента студентов и качество их подготовки определяется экономической необходимостью современного общества, возрастающей ролью и влиянием системы высшего образования на развитие социально-экономических процессов в информационном обществе.
Социальная значимость высшего образования и студенчества как социальной группы велика не только в стабильном постиндустриальном обществе, но и в транзитивном, каким сегодня и является российское общество. Вопрос о роли российского студенчества в нашем обществе как отдельной группы в структуре молодежи вообще, весьма актуален но многим причинам.
См.: КовалеваТ.В. Российское студенчество в условиях переходного периода//Социологические исследования. - 1995. -№ 1.-С. 142-145.