Вы здесь

Социальное сиротство детей и подростков в современной России: причины, состояние, тенденции : Социологический анализ

Автор: 
Кабанов Сергей Николаевич
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2002
Артикул:
271656
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
2
Стр.
Введение.........................................................3-12
Глава 1. Социальное сиротство как предмет
социологического анализа............................................13
§1. Теоретические основы изучения природы социального сиротства детей и подростков в отечественной
и зарубежной науке................................................13-33
§2. Предпосылки, факторы возникновения и
структура социального сиротства в современной России..............34-68
Глава 2. Проблемы социального сиротства детей и
подростков и пути их решения в регионе..............................68
§1. Динамика социального сиротства в регионе
и факторы его воспроизводства.....................................69-90
§2. Деятельность региональных органов управления по профилактике социального сиротства и реабилитации
дезадаптированных детей и подростков.............................91-119
Заключение......................................................120-123
Список использованных источников и литературы....................124-130
Приложения..................................................... 131-151
' 3
Введение
Актуальность темы исследования. В российском обществе активно протекают и воспроизводятся негативные социальные процессы, обусловленные кардинальной трансформацией базисных оснований жизнедеятельности нашего государства. Смена идеологии и системы ценностей повлекли за собой «размывание» правовых и моральных критериев социального поведения. Изменение форм собственности и способов управления ею, разрыв целостного прежде экономического пространства страны породили безработицу и снижения уровня жизни семей, их миграцию. Реформы в политической сфере сопровождаются противостоянием политических сил, локальными военными конфликтами, криминализацией практически всех сторон общественной жизни.
Все эго вместе взятое провоцирует социальную и психологическую дезадаптацию людей, ухудшение общественного здоровья нации. За последние 10 лет средняя продолжительность жизни российских граждан сократилась на 20 лет, появился отрицательный демографический баланс. В зону социального неблагополучия попали многие категории россиян, особенной остротой характеризуется ситуация с детьми и подростками. Эта группа уменьшается количественно. В ближайшие годы, по оценкам специалистов, детей будет меньше на 7 млн., более чем на одну треть по причинам низкой рождаемости, детской и подростковой смертности.
Молодое поколение теряет и качественные характеристики, отражающие уровень физического, психического и нравственного здоровья. В подростковой среде распространены различные формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, преступность.
Суть проблемной ситуации в области защиты детства состоит в следующем: с одной стороны, общество фиксирует кризисные тенденции в детско-молодежной срсдс, резкое снижение социализирующей функции семьи и по своему реагирует различными формами общественного сознания на очевидные факты в этой области. С другой, - нет адекватной социальной политики, сопряженной с национальными интересами. Процессы
Категория «социальное сиротство» вошла в
исследовательское поле российской науки в конце XX - начале XXI века. Это новое явление в общественной жизни, отражающее такое состояние детей и подростков, которое включает в себя характеристики, способы их жизнедеятельности, отличные от общепринятого для этой возрастной группы. В числе таковых: бродяжничество, ранняя алкоголизация,
наркомания, нарушение норм морали, а также противоправные действия.
Наличие явного противоречия между объективно присущей детям и подросткам важной роли в социальном развитии и реальным положением этой социально-демографической группы обусловливает необходимость определения на уровне теории и практики адекватных концепций ее развития. В настоящее время неблагополучное состояние детей в большей степени - предмет озабоченности социальной практики, ее соответствующих служб. Однако этот процесс принимает настолько серьезные для общества размеры, что стал объектом повышенного внимания не только российских граждан, но и Президента РФ, вынужденного публично признать то, что кабинет министров плохо заботится о детях, оставшихся без родительского попечения. По оценкам Правительства, в России около миллиона несовершеннолетних беспризорников. По данным Генеральной прокуратуры, на улице находится около 2-х миллионов беспризорных детей.1
Во многом под давлением реальной ситуации весь спектр вопросов, объединенных одним обобщающим показателем - бедственное положение детей - стал приобретать научно-концептуальную основу. В научный оборот стали входить такие категории, как «безнадзорность», «беспризорность», «бездомные дети», «уличные дети» и др. Это исходные понятия, позволяющие создать определенную «шкалу» для соотнесения состояния и процесса адаптации изучаемой группы с процессами, происходящими в обществе, качественными характеристиками других социальных групп, эффективностью социальной политики и конкретных социальных программ.
1 См.: Короп Елена. Сироты - кремлевские // Известия. 16 января 2002. - С. I
В различных научных дисциплинах идет процесс накопления разнопредметиых знаний о детях, оставшихся без попечения семьи и государства. Однако пока еще нет столь необходимых современной социальной практике обобщающих работ, которые могли бы служить надежным теоретико-методологическим основанием для практического и прогностического применения имеющихся знаний и информации. В отечественной и зарубежной науке накоплен достаточно большой объем теоретического и эмпирического материала по проблемам детей и подростков. При этом представители различных наук, обращаясь к молодежной тематике, решали «свои» профессиональные задачи.
Философы обращались и обращаются к детству как особому этапу существования человечества, обеспечивающему историческую преемственность, передачу поколениям путем воспитания и других методов социализации социального опыта. Первые подходы к осмыслению взаимоотношений государства и семьи, места и роли молодежи в обществе,
внутрисемейных отношений содержат дошедшие до нашего времени
сочинения древнегреческих философов. Так, Платон идеальный общественный механизм связывал с благополучием семьи. Аристотель, рассматривая в «Политике» вопросы, относящиеся непосредственно к государственному устройству, особое значение придавал брачным законам, которые должны быть направлены на то, чтобы рождалось нормальное в физическом отношении молодое поколение.1 Большую ответственность возлагал ученый на «государственных мужей» «и законодательство в установлении соответствующего воспитания» для детского возраста,2 рассматривая этот процесс как заботу о теле, воспитании наклонностей, ума и души»,3 «...в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб». Сообразуясь с реальной российской ситуацией, методологически интересным представляется положение Аристотеля о том, что «воспитание должно соответствовать каждому государственному строю,
1 См.: Аристотель. Соч. в 4-х т., Т.44 - М., 1984. - С. 48.
7 См.: Аристотель. Соч. в 4-х т., Т.44 - М., 1984. - С. 617.
3 Там же. С. 621.