Оглавление
Введение .......................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа проблемы жестокого обращения с детьми в современной семье
§ 1.1 Теоретический анализ понятийного аппарата проблемы
жестокого обращения с детьми в современной семье 23
§ 1.2 Формы жестокого обращения с детьми в
современной семье......................................... 45
Глава 2. Концептуальные подходы в детерминации жестокого
обращения с детьми в семье 73
§2.1 Микросоциологические теории детерминации жестокого
обращения с детьми в семье................................ 75
§ 2.2 Макросоциологические теории детерминации жестокого
обращения с детьми в семье •............................. 92
Глава 3. Опыт социологического исследования проблемы жестокого обращения с детьми в семье 107
(на примере исследования в г. Санкт-Петербурге и Республике Бурятия)
§3.1 Программа социологического исследования проблемы жестокого обращения с детьми
в современной семье...................................... 108
§ 3.2 Опыт изучения мнения специалистов по проблеме жестокого обращения С детьми В семье (на материалах исследования в г. Санкт-Петербурге и Республике Бурятия)...................... 116
Заключение ......................................................... 144
Приложение ......................................................... 150
Список
литературы ......................................................... 154
2
Введение
Привычное утверждение, что «дети - цветы жизни», верно лишь отчасти. Дети, скорее всего, не цветы на дереве жизни, а его корни, поскольку их полноценное развитие сегодня в значительной степени определяет облик общества в ближайшем будущем. Отношение к детям, полнота удовлетворения их нужд и интересов не только отражает уровень социального прогресса, благосостояние, гуманность общества, но и дальновидность социальной политики государства, которое, заботясь о детях, обеспечивает надежный фундамент для своего будущего. Этот принцип нашел отражение в Конвенции о правах ребенка, которая утверждает, что «ребенок в силу его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе»1.
Внимание, уделяемое за рубежом проблеме жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами, связано со стремлением на деле гарантировать право ребенка на защиту «от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» (ст. 19, п. 1 )2.
Защита от жестокого обращения является совершенно необходимым требованием для создания «благополучных условий, которые позволяли бы ребенку развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении»3, то есть для превращения ребенка в полноценного члена общества и предотвращения социальных потерь, связанных с девиантным поведением.
Во многих странах важность проблемы жестокого обращения с детьми хорошо осознается и государством, и обществом в целом. Об этом свидетельст-
1 Конвенция о правах ребенка. Информационная брошюра. Улан-Удэ, 1999. С.1.
2 Там же. С.7.
} Декларация о правах ребенка. Принцип 2
3
власти, т.е большевиков интересовала главным образом функциональная сторона насилия.
Кроме того, такая отрасль социологического знания, как социология семьи до 1917 г. также не получила своего развития, однако ряд исследователей (М.М. Ковалевский, П.Л. Сорокин) к этому времени уже начали заниматься разными сторонами семейной проблематики1. Особое внимание уделялось историческому анализу структуры, происхождения и направления развития внутрисемейных отношений; теориям и концепциям, связанным с правовой регламентацией брака в древности; положительным и отрицательным сторонам семейного воспитания; тенденциями развития и изменения семейных отношений в XX в.
С середины 30-х до середины 60-х гг. XX в. советская социология семьи практически не развивалась, а значит, и отсутствовали исследования насилия в семье. Изучение института семьи в рамках социологической науки было возобновлено в 60-х гг., в том числе с появлением секции по исследованию семьи и быта Советской социологической ассоциации под руководством А.Г. Харчева.
В 60-80-е гг. основное внимание социологов уделялось проблемам воспроизводства населения, воспитания детей, профессиональной и общественной деятельности женщины2 и др. Семейное насилие не входило в число приоритетных областей исследования. Это объясняется не отсутствием научного интереса к данной проблеме, а тем, что не признавался факт существования такой социальной проблемы. В то время считалось, что насилия в семье нет в благополучном во всех отношениях, заботящемся о своих гражданах, государстве.
В 80-90-с гг. отечественные социологи большее внимание начинают уделять социальным функциям семьи, проблемам стабильности семьи и брака, конфликтам в семейно-брачных отношениях, причинам и мотивам распада се-
1 Лысова Л.В. Концептуально-теоретические предпосылки формирования реакции социальных институтов на насилие в семье: Дис. ... канд. соц. наук. Владивосток, 2002. С. 59.
: Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. С. 6-19.
15
мьи. И впервые ученые открыто начинают говорить о проблеме насилия в отечественной семье. Так, И.С. Кон в числе причин этого явления называет «экономическую неэффективность советской системы, политический деспотизм и бюрократизацию жизни, оставляющей мало места для индивидуальной инициативы и независимости»1. Именно с демаскулинизацисй мужчин в советской России И.С. Кон связывает возникновение многих серьезных внутрисемейных проблем, в том числе и насилия. Ни в своей профессиональной деятельности, ни в общественной жизни среднестатистический советский мужчина не мог проявить традиционных маскулинных черт, связанных с полоролевыми ожиданиями. Кроме того, все это происходило на фоне активного процесса феминизации общественной жизни. Зачастую мужчина выбирает один из двух способов выхода из такой ситуации: психологическая компенсация путем идеализации и усвоения традиционного образа сильного и агрессивного мужчины, утверждающего себя пьянством, драками, жестокостью, членством в агрессивных мужских компаниях, социальным и сексуальным насилием; компенсация покорности и покладистости в общественной жизни тиранией дома, в семье, по отношению к жене и детям.
Говоря о точке зрения И.С. Кона на причины возникновения насилия в советской семье, хотелось бы отмстить один момент, вызывающий, на наш взгляд, существенное замечание. В других странах, где господствовали разные политические режимы, жестокость в семье также существовала. Поэтому можно предположить, что имеют место другие факторы ответственные за возникновение насилия в семье, а не только особенности государственной системы. Тем не менее, огромная заслуга И.С. Кона заключается в том, что он одним из первых социологов в России открыто заговорил об этой проблеме.
1 Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М., 1997. С.243.
16
- Киев+380960830922