Вы здесь

Феноменология романтизма в фортепианном творчестве Р. Шумана : аспекты музыкальной герменевтики

Автор: 
Демченко Галина Юрьевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2006
Артикул:
277667
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................3
Глава первая
ФЕНОМЕН ИНДИВИДУАЛЬНО-СУБЪЕКТИВНОГО 49
1.1. Мирличносги...................................51
1.2. Сублимация лиризма............................74
1.3. Психологические 01 кровсния...................88
Глава вторая
ФЕНОМЕН СПЕЦИФИЧЕСКОГО
И ЭКСТРЕМАЛЬНОГО..................................110
2.1. Ракурсы специфическою........................110
2.2. Принцип абсолюта.............................129
2.3. Поляризации кот растов.......................144
Зшсиочеиие.......................................181
Библиография.....................................189
Пртожепие. НоI лыс примеры
209
ВВЕДЕНИЕ
Любое научное исследование нуждается и серьёзном методолог иче-ском базисе. И базис этот предпочтительно строить на общефилософском фундаменте. Философские основания в ряде случае оказываются совершенно необходимыми в процессе разработки разною рода искусствоведческой проблематики. Один из таких случаев - изучение художественного творчества эпохи романтизма.
В частности поиск новых подходов в изучении музыкального искусства этого периода побуждает обращаться к малоиспользованным пока что резервам научного знания в его соприкосновениях с теми или иными философскими идеями и концепциями. Выходя на такое сложное и неоднозначное явление, каким представляется романтизм, мысль естественно апеллирует к понятиям феномен и феноменология.
Феномен (от греч. - являющееся, являться, быть видимым, а также казаться) как философская категория, с одной стороны, означает явление, данное нам в чувственном восприятии, в опыте воспринимающего сознания (иными словами, предмет или факт, явленные в сознании, предмет эмпирического знания, предмет познания). И, забегая вперёд, отмстим то, что в феноменологии Э.Гуссерля стало ключевым понятием: феномен - это вещь, взятая так, как она предстаёт в непосредственном опыте сознания вместе с её качествами, связями гг отношениями. С другой стороны, феномен - это явление, в котором обнаруживается сущ-
Е.Чигарёва предлатает различать романтически!» стиль и романтический тип музыкальною мышления. II творя о роман шчсском гипс музыкального мышления, справедливо полагает: «Это и есть широко понимаемый романтизм, который потому и не МОЖС1 кончиться, что это тин мышления (исследоваюли говорят о его “неувядаемости” и “неистребимости”)» (199,154].
А.Кудряшов, на наш взгляд, предлагает достаючио частную и отвлечённую трактовку романтизма: «Романтическое - исходная историко-типолошческая категория, характеризующая искусство необычных, “01-крытых”, бесконечно изменчивых, незавершённо-загадочных, пребывающих в становлении форм». Однако безусловно плодотворным видится то, что данная формулировка распространяется на друше исторические периоды: «Это понятие можно отнести и к Нарокко, а также, вероятно, в значительной пенсии - к искусству XX века» [92,140].
В подобном контексте аановится понятым появление работ такой темашки, как «Романтические аспекты драматургии К.Монтеверди (на примере оперы “Коронация Понпеи”» (МЛобанова [111]) или «Романтические черты Десятой симфонии Д.Д.Шостаковича» (Р.Галеева [39]). II возникает необходимость как-то вычленить из подобною романтизма «без берегов» романтизм первой половины XIX века. Ею можно называй, классическим, поскольку этот феномен именно то» да получил своё наименование и дал эталоны соответствующею менталитета, художест-венною мышления, образно-содержаюльной материи.
В приведённой выше реплике Е.Чигарёвой фигурирует попяше романтический стиль. В предлагаемой работе оно будет использоваться многокраию, причём в различных проекциях - на отдельное произведение, жанр, творческую индивидуальность, художественное направление, эпоху в целом. В ею понимании мы придерживаемся сложившеюся в
24
отечественной науке всеобъемлющею, содержательно наполненного истолкования: «общность образной системы, средств художеа венной выразительное ги, творческих приёмов, обусловленная единством идейнохудожественного содержания» [164, 1506\. Среди музыковедческих вариаций на эту формулировку выделим две. «Музыкальный стиль - это возникающая на определённой социально-исторической почве и связанная с определённым мировоззрением система музыкальною мышления, идейно-художественных концепций, образов и средств их воплощения» (Л.Мазель [116, 18]). П в развитие мысли Б.Асафьева о том, что музыка есть искусство интонируемою смысла: «Музыкальный стиль - это интонируемое миросозерцание» (В.Медушепскпй [120, 16]). Присоединим к этим установкам, столь импонирующим юрменевтической позиции, ещё один постулат: «Процессы формирования, развития, эволюции музыкального стиля определяются в конечном счёте мировосприятием и, шире, духовной культурой эпох» (М.Михайлов [131,117]).
* * *
Судя по огромному количеству всевозможных изданий, романтизм как феномен культуры исследован самым тщательным образом. Эю начинается с большою крута работ, раскрывающих ею очертания в общеэстетическом ключе - допустим, два выпуска сборника «I [роблемы романтизма» [155, 156] или книга В.Ваислова «Эстетика романтизма» [31], которую, несмотря на ощутимый шлейф идеологизированности, можно считать одной из основополагающих для отечественной эстетической мысли, обращённой к проблематике романтизма в художественном творчестве, взятом как целое (включая и музыкальное).
Основной тон в изучении данной эпохи всегда задавало литературоведение, что началось ещё во времена П.Вяземскою, Л.Пушкинл,
25