Вы здесь

Вокальное творчество С.В. Рахманинова: к проблеме эволюции стиля

Автор: 
Пак Су Чжин
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2010
Артикул:
296396
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение------------------------------------------------------------------ 3
Глава первая. Некоторые образно-стилевые особенности романсов
С.В. Рахманинова 1890-1912 гг.------------------------------11
§ 1. Особенности преломления драматической тематики в романсах
С.В. Рахманинова и ее эволюция-----------------------------------------11
§ 2. Стилистические особенности лирико-драматических романсов
(ор.14, 21, 26,34)-----------------------------------------------------24
§ 3. Соотношение лирики и драматизма в романсах Рахманинова -..............54
Глава вторая. Романсы ор.38.............................................. 67
§ 1. История создания----------------------------------------------------- 67
§ 2. Романсы ор.38 как цикл------------------------------------------------72
§ 3. Эволюция музыкального языка-------------------------------------------79
§ 3 (I). Особенности мелодики и ее эволюция------------------------------79
§ 3 (2). Эволюция гармонического языка-----------------------------------90
§ 3 (3). Особенности формообразования-----------------------------------107
Заключение---------------------------------------------------------------] 15
Список литературы —----------------------------------------------------- 123
Приложение. Романсы С.В. Рахманинова и П.И. Чайковского:
сравнительный анализ---------------------------------------129
ВВЕДЕНИЕ
13 русском классическом музыкальном наследии одно из важных мест принадлежит романсу, одному из самых демократичных жанров, разнообразному и богатому по образности и тематике. Его появление связано с самым ранним, начальным этапом формирования русской классики. Уже в конце XVIII века возникает российская песня - предтеча жанра русского романса, затем целый ряд композиторов начала XIX века обращается к нему (Н.Л. и Н.С. Титовы, М. Виельгорский, Н. Жилин, Д. Кашин, В. Яковлев). Уже в этот ранний период становления жанра лучшие из них впитали в себя народно-песенные интонации, чем была обусловлена, прежде всего, их популярность.
Особый этап развития романса связан с 20-30 ми годами XIX века, когда на сцену выступает ряд крупных мастеров этого жанра - М.Глинка, А. Варламов, А. Алябьев, Н. Верстовский. Возрастает технический уровень вокальных произведений. Формируются основные разновидности вокальной лирики: «русская песня», элегия, баллада.
Все лучшее, типическое, накопленное русским бытовым романсом в конце XVIII, особенно в начале XIX века, стало той богатой почвой, на которой возросло вокальное творчество первого русског о классика - Глинки. Романтизм и бурный рост критического реализма определили творческие устремления его младшего современника - А. Даргомыжского. С его творчеством связано появление новой тематики, часто выходящей за пределы чисто лирической сферы. Это, в частности, романс-сценка «Мельник», пародийно-сатирические «Червяк», «Титулярный советник», лирико-драматические лермонтовские монологи.
50-60е годы выдвигают целую плеяду композиторов, имена которых составляют гордость отечественной художественной культуры - это П. Чайковский и кучкисты. При всем разнообразии и непохожести их романсов,
-3-
Более четкая и определенная драматическая направленность в инструментальном творчестве Рахманинова связана с тем, что область инструментальной, в частности, фортепианной музыки были ближе ему как пианисту и, начиная с ор.1, он работает особенно интенсивно именно в этом жанре (ор.1, 3, 5,6, 9, 10,11, 12, 16 - все это ранние произведения, написанные для фортепиано).
Творческий рост композитора, главным образом, определялся все большим умением проникнуть в самые сокровенные и многообразные чувства и их опенки. Так в лирических образах романсов композитор смог добиться такого большого разнообразия, что к 900-м годам у него уже были написаны полные лирического обаяния «Сирень», «У моего окна» и бурлящие, стремительные , радостные «Весенние воды», полные восточной неги «Она, как полдень, хороша», «В моей душе» и страстно-порывистые «Эти летние ночи»; проникновенно печальные «К детям», «Перед иконой», «Ночь печальна» и торжественно величественные «Я не пророк», «Воскрешение Лазаря».
В своих лирико-драматических романсах Рахманинов также многообразен, как и в лирических. Сама их тематика широко охватывает различные жизненные явления. Здесь и страстное желание преодолеть одиночество («Отрывок из Мюссе», «Я опять одинок», «Полюбила я»), и горечь роковой утраты («Над свежей могилой», «Не может быть!»), и сфемление человека к счастью или хотя бы к успокоению («О, нет молю», «Дума», «Как мне больно», «Пощады я молю», «Все отнял у меня»). Здесь и тяжелое раздумье о невозвратном прошлом («Проходит все»), тема страдания от неразделенной любви («Два прощания», «Кольцо»); здесь и протест против подавляющей все лучшее в человеке окружающей действительности («Пора», «Христос воскрес»). Многообразная тематика влечет за собой и широкий круг образов этих романсов. Но, несмотря на это, их можно сгруппировать на основе некоторых общих черт.
Первая группа объединяет романсы, связанные с отражением народнобытовых образов. Лирика в них связана с преломлением стилистики и
- 12-
ф
настроения русской протяжной песни. Сюда входят: «Уж ты, нива моя» ор.4, «Полюбила я на печаль свою» ор.8, «Два прощания» и «Кольцо» ор.26.
Другая группа - романсы со значительными чертами мелодраматизма. Они, как правило, ранние, чем и объясняется недостаточная их глубина и зрелость. Это «О нет, молю», «О, не грусти», отчасти «Давно в любви» и «Молитва». Наиболее обширна группа зрелых романсов, глубоко драматичных, полных протеста и мятежной устремленности. Здесь «Отрывок из Мюссе», «Все отнял у меня», «Я опять одинок». «Не может быть», «Пора!», «Как мне больно», «Пощады я молю». В первых четырех из перечисленных романсов драматическое чувство доходит до трагизма.
Следующая группа включает в себя романсы различного времени создания и различных художественных достоинств. Это вокальные миниатюры, отмеченные сдержанным, суровым драматизмом, в некоторых случаях доходящим до трагизма: «Дума» - ранний, «Над свежей могилой», «Христос воскрес», «Проходит все» . «Ночь» - зрелые. К этой группе примыкает крупное произведение балладного типа - «Судьба», но в нем кроме сурового драматизма очень большую роль играют лирические образы и их противопоставление мрачным, зловещим.
Для самых ранних романсов (ор.4, 8 и романсов начала 90-х - без опуса) показательно разнообразие, которое сказывается в характере тематики, текстов и в особенности музыкальных средств. Так, в основе романса «У врат обители святой» (1890) лежит драма неразделенной любви, в «Песне разочарованного» (1893) - сожаление о светлом прошлом, «Полюбила я» - горестная повесть обездоленной солдатки. В «Думе» раскрывается стремление человека к полноте жизни, жажда деятельности; «Уж ты, нива моя» - скорбное размышление, навеянное ощущением далей русской равнины. И, наконец, «О нет, молю» -страстный протест против одиночества.
Композитор использует в этих романсах тексты различных поэтов (в основном русских): Лермонтова, А. Толстого, ПГсвчснко (в переводе Бунина, Плещеева), Ратгауза, Мережковского. Но при всем различии характера и
-13-