Вы здесь

Полифония П. Хиндемита на примере симфонических произведений

Автор: 
Бать Наталия Григорьевна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
1978
Количество страниц: 
180
Артикул:
134285
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................... І
Глава первая - 0 полифонических свойствах мелодики .... 25
Глава вторая - Полифонические приемы изложения и
развития тематизма:
1.Полифонические приемы развития ............... 61
2.Некоторые вопросы фактуры ...,................ 71
3.Некоторые вопросы синтаксиса ................. 81
Глава третья - Полифонические формы:
фуга ....................................... 89
Остинатно-пассакальные формы ................ 105
Каноны....................................... 115
Глава четвертая - Полифония и форма. Вопросы
драматургии ................................ 120
Заключение - Хиндемит и его место в современной
полифонии ................................. 161
Краткая библиография ......................................... 169
Пауль Хиндемит - выдающийся композитор современности, один из тех, кто сказал свое значительное слово в искусстве XX века. Однако, еще сравнительно недавно он принадлежал к числу мало изученных в советском музыковедении композиторов. Понятно желание автора диссертации обратиться к этому замечательному художнику, музыка которого представляет большие и интереснейшие возможности для исследования. На этом широком пути автор концентрирует свое внимание на, казалось бы, узком вопросе, ограничивая работу анализом полифонического стиля Хиндемита. Такая конкретизация темы не случайна. Проблема полифонии оказывается едва ли не главной при изучении творчества композитора; значение ее выходит далеко за рамки частного музыкально-выразительного средства. Полифония - средоточие всех устремлений Хиндемита в плане эстетики и технологии. Она выступает как основополагающая движущая сила его самобытной музыки, концентрирует самые существенные и оригинальные черты стиля, отражает трудную эволюцию творческого роста. Наконец, о полифонией связывается тот круг актуальных вопросов, цель которых раскрыть теснейшие контакты Хиндемита с традициями и новаторский вклад в музыку современности, ибо она в немалой степени служит посредствующим звеном между сферами воздействия прошлого и настоящего в сочинениях композитора.
Автор опирается в работе на представление о полифонии как явлении широком, подразумевая под ней не только тип фактуры, приемы изложения, синтаксис, формы, но и определенные драматургические предпосылки. Более того, полифония рассматривается как художественно жанровое понятие, тип мышления, важный компонент стилевой характеристики композитора.
В свете выше изложенного очевидно, что выбор темы позволяет охватить большой комплекс проблем, создает основу для теоретического
- 18 -
У Штробеля прослеживается эволюция полифонического стиля Хиндемита. Полифоническое выявляется постепенно, из отрешения к самостоятельному мелодическому развертыванию. Путь идет от стихийного движения линии, освобожденной от гармонической функциональности к упорядочиванию мелодического потока благодаря организующей силе конструктивных мотивов. От утверждения собственно мелодического принципа до формирования полифонии - один шаг,и ьсе явственнее обозначаются связи с формами классической полифонии и Бахом.
Весьма интересны исследования о Хиндемите (преимущественно статьи) Г.Мерсмана, Т.Адорно, Г.Штукеншмидта, З.Пройсяера, В.Щу, З.Борриеа, П.Коллара, К.Вернера, А.Лисса, А.Салазара, ИЛ1ахлиса,
Я.Майера и многих других. В них мы находим Еажные наблюдения, касающиеся различных сторон музыкального языка Хиндемита, его связей с эпохой ранней полифонии, искусством барокко, творчеством Баха,
И хотя далеко не все вопросы непосредственно рассматривают полифонические явления, многие из них важны именно Е сфере полифонии.
Не случайно некоторые положения используются в диссертаций в качестве цитат.
Однако, в обширной литературе о Хиндемите мы не находим работ, где полифония служила бы отправной точкой для исследования. Творчество его рассматривается под разными углами зрения или с позиции "Gebrauchimisik" / или с точки зрения его теоретической концепции. Главный акцент в большинстве работ делается на связях Хиндемита со старой классикой. Об этом пишется в трудах А.Голеа, £.0эльмана, Д.Юэна, М.Графа, З.Борриса, А.Лдсса и др.2
I. Термин "Gebrauchmusik" возможно принадлежит Б.Брехту. См.;
Va tea P# "Twentieth century music", -ê маве, г "Useful of practical music*# New York, 1967, p# 244*
2# Golea A# "Musik unsere 25eit% München#/Wr. Oehlmann W# *Die Musik des 20 Jahrhunderts^ Berlin 1960, Ewen D# "Introduces Modern Music*# New York# 1962, Craf M# "Modern Muaic", New York 1926, Borris S# "Beitrage zu einer neuen Muaifckunde*
Heft 2, Berlin 1948; Liese A* "Die Musik des Abendlandes",
Wien 1970# s# 237#
- 19 -
Подробно эта проблема затронута в книге П.Коллара "История современной музыки"1, где дается интересная характеристика мелодики Хиндемита, становление и развитие которой происходит путем-обработки мотибое. отот метод, модернизированный благодаря освобождению от тональности, восходит к технике барокко.
В содержательной статье П.ЗЕаяса,2 посвященной фортепианной музыке композитора, говорится о соприкосновении с музыкой Баха, выразившееся в господстве полифонической фактуры в фортепианном изложении и в обилии фугированных форм. Автор отмечает принципы барокко е разнообразнейших ритмических фигурациях, подчеркивает, что при всей кажущейся интонационяо-ладоЕой сложности этих пассажей, они представляют собой короткие серии диатонических групп. О воздействии модальных принципов на ладовое развитие мелодики пишут очень многие исследователи, и это полностью совпадает с нашим представлением о характере ладовых процессов у Хиндемита.
Немалое место связям Хиндемита с принципами барокко отводит и Г.Штробель. Он подчеркивает еще один аспект проблема, основываясь на примере сонатного творчества. Понятие сонаты решается Хиндемитом не в романтическом смысле. В ней исключаются симфонические конфликты, она основана не на тех формах, где действие осуществляется с помощью расщепленных контрастных тем. Хиндемит восстанавливает понимание сонаты, которое было у старых мастеров. Здесь нельзя найти легко схватываемых коротких тем, но большие тематические образования, следующие друг за другом как в сонатах Баха или Генделя.
Несмотря на многочисленность и содержательность работ о Хиндемите,, большинство из них носит все же обзорный характер. Многие существенные положения и наблюдения над стилем композитора скорее
1. Collaer P. "A history of Modern Music", New York, 1961, p* 311*
2, Ewans P# "Hlndwnitb* a Keyboard Music", "The Musical times",
1956 Ho 11 p. 572