Ви є тут

Социологические исследования массовых эсхатологических ожиданий XX века : На примере США

Автор: 
Стивен М. Хаммел
Тип роботи: 
На примере США
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
200
Артикул:
1000285714
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................с. 3-12
Глава 1.МАССОВЫЕ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ В США КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ..................................с. 13-78
1.1.Исторические типы эсхатологических экспектаций в иудео-христианской традиции с. 13-31
1.2.Социальное своеобразие массовых эсхатологических процессов в США ХХ/Ш-ХХ вв...............с. 31-47
1.3.Классификация эсхатологических воззрений и современные тенденции их эволюции в США..с. 47-57
1.4.Позиции американской апокалиптики в массовом сознании на пороге XXI века..............с. 57-78
Глава 2. АМЕРИКАНСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ КАК
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ...........с. 79-142
2.1. Массовые эсхатологические ожидания с точки зрения классической социологии..................с. 79-102
2.2. Методологические аспекты современного исследования массовых эсхатологических ожиданий в США......................................с. 102-122
2.3. Кросс - культурные аспекты деятельности американских эсхатологических миссий в России.........с. 122-142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................с. 143-148-
БИБЛИОГРАФИЯ.................................с. 149-170
ПРИЛОЖЕНИЯ
с. 171-200
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Ожидание любого значительного события оказывает влияние на психологию и поведение отдельного человека, малых и больших социальных групп. Из истории известно, что конец столетий (а тем более тысячелетия) усиливал, как правило, состояние неопределенности, тревоги и стимулировал массовое неадекватное поведение, сопровождался оживлением деятельности и популярности астрологов, всевозможных колдунов, претендующих на приобщенность к тайнам космических сил. Умонастроения населения, так или иначе, отражают в своих проповедях представители традиционных конфессий, в том числе и христианской. Тем более, что один из аспектов христианского вероучения - эсхатология - прямо связан с попыткой дать ответ на тревоги и ожидания человечества, оживляющиеся на стыке реального исторического времени. Эсхатология тесно соприкасается с миром критических утопий религиозной мотивации.
Тем самым в общественном сознании, особенно на его социопсихологическом, донаучном уровне, эсхатология выполняет функцию мобилизации внимания общественности (преимущественно её молчаливого большинства) к ожиданиям серьезных перемен в жизни общества.
Со сциентистской точки зрения эсхатология рассматривается, как правило, в качестве составной части вероучения развитых религиозных систем (марксизм относит её к религиозной мифологии). В этом качестве она в наглядной и выразительной форме способна воздействовать на волю и психологию масс, часто выражая их сокровенные, до конца не осознанные стремления и ожидания.
В ней отвергается прошлое (как правило, образы жизни и типы деятельности подавляющего большинства человечества), вводится внезапное изменение доселе существовавшего порядка вещей и предлагается вариант (варианты) будущей жизни людей - на Земле, или в загробном царстве. Во всех случаях эсхатология является составной
19
этих эпох имеет свои отличительные особенности. В конце завершающей эпохи, после того, как зло побеждено, мир возвращается в состояние своей непорочности и своего былого совершенства. Согласно данной космологии, «время конца» (Endzeit) будет равно «доисторическому времени» (Urzeit), условия окончательного завершения истории будут равны первоначальным условиям творения. До того, как конец будет достигнут, наступит время жестоких потрясений и испытаний, которые будут предвещать пришествие спасителя и которые подвергнут серьезным испытаниям жизнь семьи, общества, страны, религию и культуру. Произойдет инверсия ценностей и общественного порядка, собственности, космоса и природы, а также биологических аспектов человеческой жизни (2.75:49). Чем ближе к концу последнего тысячелетия, тем больше распад общества и религии (2.75:48). В период конца появляется мессия, спаситель, который осуществит возрождение или обновление земли на тысячу лет.
В результате на земле возрожденные взрослые будут жить в возрасте сорока лет; что же касается детей, то их возраст будет пятнадцать лет. Те, кто при жизни не имел детей, получат по одному ребенку. Мужчины и женщины продолжат желать друг друга, соединяться в любви, но не будут при этом иметь детей. С земли исчезнут крутые горы и холмы, и станет она как цветущий сад (2.75:59).
Незадолго до конца этого тысячелетия силы зла предпримут окончательное усилие противостоять силам добра. Зло появится в виде дракона со своими приспешниками-демонами, и дракон этот потерпит поражение в великой эсхатологической «заключительной битве». Таким образом, царство, которое должно возникнуть, будет царством вневременным, находящимся за границами исторического времени. После воскрешения мертвых (как грешников, так и праведников) будущее представляется в виде своего рода сбора, когда будут припомнены прошлые отношения семейного родства; при этом каждый человек сможет осознать то хорошее и то плохое, что он сделал при жизни. Грешники будут низвергнуты в ад, где они пробудут три дня и три ночи для наказания и